Сайлентблок — Все что нужно знать

Чтобы понять, о чем пойдет речь в этой статье, проведите простой эксперимент: приложите металлический предмет к кузову авто с работающим двигателем. Вы в полной мере ощутите вибрации, услышите неприятный шум. Источник этих неприятных проявлений — колебание деталей подвески. При отсутствии специальных приспособлений о комфорте в салоне во время движения не может быть и речи. Сайлентблок и призван обеспечить «тишину». В переводе с английского «сайлент» — «тихий».

Сайлентблоки

В разных моделях авто, мотоциклов, велосипедов «тихие» детали имеют особую конструкцию. Их внешний вид иногда сравнивают с кусочками шланга. Почему эта простая деталь со сложным названием имеет такое большое значение? По каким причинам она периодически выходит из строя? Как выполнить ремонт самостоятельно и стоит ли это делать? Обо всем по порядку.

Конструкционное решение

Функция сайлентблока — эффективно устранить шумы и вибрации, то есть раздражающие факторы. Именно поэтому это уникальное приспособление расположено в местах присоединения кузова к подвижным узлам ходовой части.

Читайте также: Все про автомобильные масла

Деталь для обеспечения «тишины» имеет простейшее строение:

  • 2 (или 1) металлические обоймы;
  • демпфирующая вставка из полимерных материалов.

Отсутствие или поломка резинометаллического шарнира комфорт в салоне сразу сводит на нет. Все раздражающие факторы будут передаваться в салон.

Классификация

Конструкционное исполнение — главный критерий классификации сайлентблоков:

  • классические неразборные;
  • с полостями во вставке;
  • с проушинами;
  • плавающие.

Классические сайлентблоки имеют цельную демпферную вставку.

сайлентблоки

Есть детали с рабочими полостями в демпферной вставке. Для обеспечения полноценной функциональности при запрессовке отверстия важно правильно расположить. Только при этом условии нагрузка на демпфер будет распределяться равномерно.

Крепежные проушины в сайлентблоках предусмотрены под болт. Этот вариант крепления — альтернатива отверстиям. Проушины расположены несимметрично, поэтому монтировать их нужно с «правильной» стороны.

Читайте также: Оппозитный двигатель — плюсы и минусы инновации

Сайлентблок плавающего типа — оптимальный вариант для ступиц, в отдельных случаях, и для рычагов. Вместе с плавностью хода он обеспечивает деталям максимальную подвижность. Конструкция напоминает шаровую опору.

Материалы вставки

Демпферные вставки бывают резиновые и полиуретановые. Вопрос — какие лучше?

Резиновые

резиновые сайлентблоки

Такие сайлентблоки отличаются ценовой доступностью. К недостаткам относятся:

  • быстро изнашиваются;
  • восприимчивы к агрессивным факторам среды;
  • скрипят даже новые.

Полиуретановые

У полиуретановых вставок больше плюсов. Высокая стоимость, пожалуй, единственный недостаток, но учитывая долговечность и эффективность материала, такие финансовые вложения абсолютно оправданы.

Полиуретановые вставки сайлентблоки

Сайлентблоки с демпферной вставкой из полиуретана значительно улучшают «поведение» транспортного средства на дороге. Они максимально устраняют раздражающие факторы.

К преимуществам также относятся:

  • долговечность — срок службы в пять раз больше, чем у резиновых;
  • полностью устраняют эффект «выжимания»;
  • предупреждает деформацию деталей подвески, поэтому она работает в режиме нормы;
  • улучшается управляемость.

Срок службы

При нормальном состоянии дорожных покрытий, благоприятных погодных условиях ресурс «тихих» деталей рассчитан на сто тысяч км. К сожалению, описанные условия далеки от реальности, поэтому период эксплуатации смело можно уменьшать в 2–3 раза.

Что может сломаться

Металлическая часть ломается крайне редко. Чаще выходит из строя полимерная вставка. В большинстве случаев, резиновая. Почему это происходит:

  • Болты затянуты, когда авто было в подвешенном состоянии. При опускании его на колеса, резиновая вставка скручивается и рвется.
  • Сайлентблок запрессован неправильно. Только при соблюдении строгих правил деталь устанавливается на посадочное место.
  • Истек срок эксплуатации.
  • Воздействие рабочих жидкостей (например, масла).

Алгоритм замены

Для замены детали нужны определенные навыки. При отсутствии таковых ремонт лучше поручить специалистам. Алгоритм действий:

  1. Приготовить инструменты: гаечные ключи и, обязательно, домкрат. Понадобятся также специальные приспособления: устройство для запрессовки новой детали, устройство для демонтажа шаровых опор, рулевой наконечник.
  2. Поднять авто и отсоединить переднее колесо.
  3. Открутить и снять гайку шаровой опоры.
  4. Отсоединить рычаг.
  5. Снять старую деталь и запрессовать новую.
  6. Установить рычаг на прежнее место, элемент смазать.
  7. Те же манипуляции проделать с нижним рычагом.
  8. Опустить авто.
  9. Затянуть гайку оси.
  10. В идеальном варианте, выполнить развал-схождение (при снятии рычагов нарушается регулировка ходовой части).

Замена задних сайлентблоков производится подобным образом. Предварительно стоит оценить внешнее состояние рычагов, определить наличие в них люфта. Менять деталь целесообразно, если демпферная вставка деформирована, разорвана или растрескалась. Важно! Болты нужно затягивать, когда авто не висит, а стоит на колесах.

Последствия несвоевременного ремонта

Сайлентблок — деталь небольшая, но от нее зависят эксплуатационные характеристики автомобиля. Проанализируйте возможные последствия выхода из строя этой небольшой детали и вы поймете, почему с ремонтом медлить нельзя:

  • машина теряет устойчивость;
  • возникает крен, люфт;
  • в салоне все дрожит и шумит;
  • возникает риск повреждения рычагов;
  • неравномерно изнашиваются шины.

Все, вышеперечисленное, приводит к более серьезному ремонту и значительным капиталовложениям. В этом смысле поговорка «Мал золотник да дорог» вполне применима к сайлентблокам.

Видео: Как заменить сайлент-блок?