Что такое круиз-контроль

Дальние поездки очень утомляют водителя. Работа круиз-контроля в машине легко решает эту проблему. Он призван автоматически поддерживать заданные параметры скорости без участия водителя. Эта система появилась в конце 90-х годов и впервые была установлена на иномарки Mercedes-Benz и Toyota. Датчиком скорости легко управлять. Он востребован при поездках на большие расстояния. Во время передвижения по городу его можно отключить.

Круиз-контроль

Виды оборудования

Сегодня круиз-контроль в автомобиле — это норма. Модели этих устройств постоянно совершенствуются. Классификация Cruise основана на следующих критериях:

  • по типу коробки передач: для механической и для автоматической;
  • по способу активации системы: пассивный и адаптивный.

Водителям нужно знать, что принцип работы круиз-контроля разных видов не имеет существенных отличий. Все упирается в функциональные возможности устройства.

Принцип работы датчика скорости

Решая для себя вопрос, что такое круиз-контроль и как он работает, важно знать принцип работы устройства:

  • При постоянной скорости движения транспортного средства положение педали газа неизменно. Активированный датчик круиз-контроля «запоминает» положение дроссельной заслонки и поддерживает его.
  • Если при движении на возвышенном участке положение заслонки остается неизменным, автомобиль начинает ехать медленнее. Для поддержания скорости в заданном режиме микропроцессор датчика передает сигналы на сервопривод, происходит корректировка положения заслонки. Скорость авто и расход топлива автоматически увеличиваются.
  • Во время спуска движение транспортного средства ускоряется. Электронное устройство круиз контроля снижает скорость, расход топлива, и автомобиль движется медленнее.
  • Для отмены заданных параметров водителю достаточно нажать педаль тормоза.

Миникомпьютер в машине для поддержания оптимальных параметров движения это еще один ответ на вопрос, что такое круиз-контроль. Он постоянно сравнивает действия водителя с поступающими к нему сигналами и создает определенный алгоритм управления транспортным средством.

Круиз-контроль

Устройство круиз контроля разных видов

Большинство опытных водителей не задаются вопросом, зачем нужен круиз-контроль. Находиться за рулем 5-6 часов к ряду и при этом постоянно нажимать педаль газа для обеспечения нужной скорости, удовольствием не назовешь. Разработчики моделей автомобилей делают все, чтобы пребывание водителя за рулем было комфортным и безопасным. Принцип работы круиз-контроля в полной мере способствует этому.

Датчик скорости на механической коробке передач

На таких моделях машин водителю необходимо самостоятельно перейти на низкую передачу при движении в гору. Во время спуска придется нажимать на тормоз.

Датчик скорости на автоматической коробке передач

В автомобилях с АКПП движение регулируется автоматически. Сервопривод регулирует положение заслонки и скорость корректируется.

Адаптивный круиз-контроль                      

АКПП или вариатор — главные условия для установки устройства этого вида. Функциональные возможности адаптивного Cruise расширены:

  • автоматическая регулировка скорости движения;
  • ультразвуковой радар и датчики для контроля расстояния до ближайшего транспортного средства;
  • торможение.

При активированном устройстве водителю не нужно нажимать на педаль газа. Система обеспечивает заданные параметрам скорости и расстояния до ближайшего авто. Охват радара — 150-200. Перед неподвижным объектом машина останавливается. Нажатием специальной кнопки движение автомобиля возобновляется.

Пассивный круиз-контроль       

Это упрощенный вариант системы. Ее основные части:

  • привод для управления дросселем;
  • ЭБУ (электронный блок управления);
  • спидометр;
  • датчики;
  • клавиши управления.

После активации Cruise дроссельной заслонкой управляет привод. Важно учесть, что при переключении передач пассивная автоматика деактивируется и ее приходится запускать заново.

Круиз-контроль: как включить   

После вопроса, для чего нужен круиз-контроль, важно разобраться, как включить круиз-контроль. У большинства моделей автомобилей для активации системы на руле расположены 5 кнопок:

  1. On/Off — включение и выключение (электроника активируется только при разгоне до 30-40 км/ч).
  2. Фиксатор скорости и ее увеличение. После набора нужной скорости водитель фиксирует эти параметры и отпускает педаль газа. Каждое последующее нажатие увеличивает скорость на 1 км/ч.
  3. Resume — возобновление работы системы после экстренного торможения или разгона. При нажатии педали газа и тормоза заданные параметры сбрасываются.
  4. Coast — снижение скорости. Шаг — 1 км/ч (или 1,5 км/ч).
  5. Cancel — деактивация системы.  

Очевидно, что управление круиз-контролем не представляет сложности. Технология полезная и нужная и, все же водитель должен быть предельно внимателен во время движения.