В 1938 году всем известный автопроизводитель Volkswagen представил миру первый оппозитный двигатель. Чем отличается такой силовой агрегат от «классического» двигателя внутреннего сгорания? Почему в народе этот мотор называют «боксером»?
Все дело в горизонтальном расположении цилиндров. Поршни двигаются особым образом: либо навстречу друг другу, либо друг от друга. Первый оппозитник имел следующие характеристики:
- 4 цилиндра;
- объем 2 л;
- максимальная мощность 150 «лошадей».
«Боксеров» по достоинству оценили именитые автоконцерны: Ferrari, Toyota, Honda, Subaru, Porsche. Эти компании активно устанавливают оппозитные двигатели на новые модели автомобилей. Силовые агрегаты такого типа востребованы для мотоциклов, автобусов Икарус, танков.
Конструкционные особенности и принцип работы
Итак, оппозитный агрегат — это двигатель внутреннего сгорания (ДВС), в котором поршни двигаются слева направо (в «классическом» ДВС — снизу вверх). Сколько цилиндров может иметь такая силовая установка:
- 2–12 (количество всегда кратно 2-м);
- 4 и 6 — самые распространенные модели;
- 8 и 12 — разработки для спорткаров.
По мнению экспертов, работа оппозитников с 2-мя и 4-мя цилиндрами мало чем отличается от обычных ДВС, а вот модели с 6-ю цилиндрами имеют специфические особенности конструкции и функционирования.
Виды
Количество поршней, специфика их работы — основные критерии классификации оппозитных двигателей. Выделяют 3 типа моторов:
- Оппозитный боксер. Каждый из поршней расположен в отдельном цилиндре и занимает определенное положение от оси мотора. Работа поршней напоминает поединок боксеров.
- ОРОС. Двухтактный оппозитный двигатель. К одном цилиндре расположены 2 поршня. Они присоединяются к одному коленчатому валу. Задача 1-го поршня — обеспечить поступление горючего. Функция 2-го — вывести продукты сгорания посредством турбонаддува. На блоке цилиндров отсутствует головка. Конструкция не предусматривает систему привода клапанов.
Преимущества данного мотора объясняют широкое применение двигателей типа ОРОС:
- поршни работают на один коленчатый вал;
- долговечность, износостойкость, экономичность;
- масса на 30–50% меньше обычного ДВС;
- компактные размеры: количество деталей меньше на 50%;
- возможность использования дизельного топлива и бензина.
Данный тип силового агрегата находится в стадии разработки, поэтому в ходе эксплуатации есть риск возникновения нестандартных ситуаций.
- Танковый. Потенциальные возможности оппозитного двигателя 5ТДФ рассчитаны на крупногабаритную технику. Основные особенности конструкции и функционирования:
- поршни разделяют 1 цилиндр и перемещаются в одном направлении;
- каждый из поршней связан со отдельным коленчатым валом;
- топливо воспламеняется при минимальном расстоянии между поршнями;
- компактность;
- мощность: 2000 оборотов, 700 «лошадей», объем 6 и 13 л.
Преимущества
- Оппозитные двигатели характеризуются компактными размерами, поэтому центр транспортного средства смещается, что способствует дополнительной устойчивости.
- 1 млн. км — ресурс оппозитника при правильной эксплуатации автомобиля.
- Особая работа поршней снижает уровень шума и вибрации.
Недостатки
- Для обслуживания нужны квалифицированные специалисты.
- Высокая стоимость агрегата.
- Повышенный расход масла.
Минусы оппозитных двигателей сводятся к дороговизне обслуживания. И все же, такие силовые агрегаты — технологический прорыв. Они на голову выше традиционных ДВС. Мировые автопроизводители отдают предпочтение оппозитникам и не собираются делать шаг назад только из-за высоких расценок на ремонт авто.
Эксплуатационные характеристики инновационных силовых агрегатов выше всяких похвал. Качество оппозитных двигателей абсолютно оправдывает финансовые вложения.
Специфика ремонта и обслуживания
Улучшенные характеристики особенно заметны у шестицилиндровых силовых агрегатов. Замена масла — это единственная манипуляция, которую может выполнить владелец транспортного средства самостоятельно. Сложность конструкции предусматривает обслуживание в автосервисе у профессионалов. Это касается не только капитального, но и текущего ремонта.
Читайте также: Все о чип тюнинге — Как чиповать двигатель?
Мастер по оппозитным двигателям может выполнить раскоксовку. Эта процедура направлена на продление срока службы силовой установки. Работы связаны с тщательной очисткой камеры сгорания топлива от нагара. Эту процедуру лучше проводить осенью или в начале весны и совместить с заменой моторного масла (при необходимости).
Оппозитный двигатель — инновация в автомобилестроении. У новых двигателей есть плюсы и минусы, которые стоит оценить перед покупкой мотора или автомобиля с таким силовым агрегатом.
дякую, що поділилися своїм блогом
Дякуємо за публікацію цієї цінної статті.